CUD.NEWS

Центр Градостроительного Развития

Как романтизировать стройку – обсудили в рамках «Российской строительной недели»

Эксперты сферы девелопмента на круглом столе в рамках «Российской строительной недели» обсудили нехватку молодых кадров. На мероприятии присутствовали студенты, состоящие в штабе строительных отрядов Московского строительного университета. Они готовы служить родине и просят за это пятьдесят тысяч рублей.

Как романтизировать стройку – обсудили в рамках «Российской строительной недели»
Фото: Станислав Фалалеев /cud.news

В зале не так много людей, большинство из них – молодежь в куртках цвета хаки. Все они выглядят очень юно, у них на спинах красуется надпись: «студенческие строительные отряды». Попахивает не столько строительством, сколько военным патриотизмом. Это студенты строительного университета приехали на форум послушать, какие условия могут предложить потенциальные работодатели. Правда, как таковых предложений не последовало: эксперты круглого стола больше говорили о том, как привлечь молодых специалистов на стройку.

Престиж профессии

Первая цель строителей – это повысить престиж профессии. Как я уже отмечала ранее, стройка не самое романтичное место для подросшего поколения. Первая картина, которая приходит на ум при слове «строитель»: грязный парниша в комбинезоне, который целыми днями кладет кирпичи или клеит плитку среди облаков пыли – так себе перспектива. Куда приятнее пойти работать в банк, сферу ИТ или вообще играть в кино. Или все сразу. Говоря открыто, юное поколение россиян не горит большим желанием работать на стройке, и нам остаются только мигранты, с отношением к которым спикеры строительной недели никак не могут определиться: сначала говорят, что их нужно выгнать из страны и все силы положить на привлечение россиян, потом – что трогать иностранных граждан не надо, потому что без них мы не выживем.

«Строитель – самая мирная профессия, хоть иногда и приходится строить не самые мирные проекты», – так открыла круглый стол на тему кадрового голода (или, как было заявлено в теме, «идеального шторма») Валерия Мозганова, руководитель отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM.

Я впервые столкнулась с тем, чтобы строительство ассоциировали с военной сферой. Однако Ефим Владимирович Басин, руководитель комиссии по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Общественного совета Минстроя России, председатель комитета по предпринимательству в сфере строительства торгово-промышленной палаты РФ, продолжил мысль модератора: «Эта самая мирная профессия, но и самая боевая. Видите, какая молодежь, – кивнул он в сторону студентов, – на них вся опора».

В настоящее время, по словам эксперта, говорят и об индивидуальном строительстве, и о необходимости развивать городскую инфраструктуру, и много еще о чем. Задач всегда много, особенно в связи с новым кризисом. Однако решить какую-либо из них без привлечения новых высококачественных кадров – идея заведомо проигрышная. Причем опираться нужно именно на отечественные кадры. А для этого – создать надежную образовательную среду, выпускающую высококвалифицированных специалистов. Ну и технологии – без них никуда! Идеальный мир Басина, похоже, состоит только из профессиональных отечественных строителей –  без экономистов, банкиров и уж тем более юристов: он несколько раз повторил, что последних развелось очень много (в год в нашей стране таких выпускают 300 тысяч), тогда как строительные университеты дают зеленый свет всего 45 тысячам выпускников. В новых технологиях и обеспечении качественного профильного образования в первую очередь должны быть заинтересованы инвесторы крупных проектов, потому что именно им принимать и взращивать такие кадры. Студент строительного института должен знать, где будет работать, уже с третьего курса. Если при выходе из университета молодого человека уже ждет работодатель, учиться становится приятнее, а отказаться от работы мечты не заставят даже лютые сессии.

Как романтизировать стройку – обсудили в рамках «Российской строительной недели»
Фото: Станислав Фалалеев /cud.news

«Проблема еще и в том, что строительные компании зачастую вообще не понимают, какой работник им нужен», – сказал Басин. Тогда, может, сначала стоит разобраться со своими желаниями, а потом давать от ворот поворот молодым кандидатам? Возможно, поэтому всего 65 процентов выпускников строительных вузов работают по профессии. Ярость спикера, казалось, распространилась практически на всех, за исключением студентов строительных специальностей, которые после окончания вузов хотят пойти работать по профессии. Тех, кто по профессии работать не хочет или не будет, Басин заклинал не занимать места в институтах, особенно бюджетные.

  Property tour «Workplace: офисы для самых взыскательных арендаторов»

Спикер также упомянул, что в вузах не хватает кураторства. Если честно, я не совсем понимаю, что он имел в виду: я со своим куратором виделась, только когда он отчитывал меня за пересдачи. Но, видимо, в представлении Басина студентов должны взять в институт, потом пять лет водить за ручку, организовывая постоянные выезды на практику, и в конце концов устроить на работу. Может, в строительных вузах все действительно так. Тогда молодежь должна мечтать стать строителями.

Находясь в экстазе от фантазий об идеальном мире строителей, эксперт, кажется, мог говорить еще несколько часов. Однако остальные спикеры начали сильно нервничать. Во-первых, время поджимало, а во-вторых, Басин уже пересказал все, чему были посвящены доклады его коллег. «Дайте другим сказать!» – в нетерпении воскликнула Мозганова. «Пока слушают, я говорю», – не унимался Басин. Модератору оставалось только в отчаянии разводить руками: мол, извините, дорогие гости, но этого джентльмена я остановить не в силах. И с момента, когда речь Басина, наконец, подошла к концу, началась гонка спикеров: потому что времени оставалось совсем немного, а экспертных выступлений – больше десяти.

Как романтизировать стройку – обсудили в рамках «Российской строительной недели»
Фото: Станислав Фалалеев /cud.news

Общественный совет подрастающего поколения

Светлана Кузьменко, помощник министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое России, выступала не одна. Вместе с ней в обсуждении круглого стола участвовали два юных строителя: Тимофей и Аполлинария.

«Мы не решим проблему кадров, если не будем работать с подрастающим поколением», – подчеркнула Кузьменко. Поэтому на базе Общественного совета при Минстрое был создан детский аналог.

Когда помощник министра пригласила к выступлению Тимофея Алехина (нарочито официально обращаясь к нему по имени-отчеству), на экране появился очень милый мальчик десяти лет, который к своему небольшому возрасту уже определился с призванием и работает над несколькими проектами, в том числе над новым обликом своей детской площадки.

«Я вступил в общественный совет, потому что понял, что могу быть полезным людям», – рассказал Тимофей. Мальчик держался уверенно, обращаясь к экспертам деловито и практически профессионально.

Как романтизировать стройку – обсудили в рамках «Российской строительной недели»
Фото: Станислав Фалалеев /cud.news

Аполлинария Полиенко старше Тимофея – ей 14. И у нее уже есть свой проект под названием «Необходимость постройки автомобильного моста через реку Печору».

«Я хожу по своему городу и сразу понимаю, какие вещи нужно улучшить. Когда я стану архитектором, мне очень пригодятся эти знания. Кроме того, мы с друзьями стараемся помогать нашему городу. Например, не так давно мы чистили площадку у исторических памятников», – рассказала юная строительница. Она также поделилась, что, когда была на экскурсии в МГСУ, твердо решила поступать в этот столичный вуз.

Объяснять, что такое стройка

«Кто из вас перед поступлением в вуз точно знал содержание своей профессии?» – такой вопрос прозвучал к сидящим в куртках цвета хаки студентам. Едва ли пятая часть подняла руки.

«Дети в школах зачастую не знают об интересных профессиях в сфере строительства и ЖКХ», – отметила Ольга Гришина, начальник управления обучающих проектов Фонда ЖКХ. Детям нужно объяснять, что такое стройка. Они видят советские фильмы, где грязные работяги таскают тачки. Вот и все представление.

Романтизировать профессию – одна из первоочередных задач, которые ставят перед собой чиновники. Кроме того, как говорится, «Fantastisch, praktisch, gut!» – практика и еще раз практика! Чем больше наглядных примеров будут приводить ученикам в школах, не говоря уже о студентах, чем больше дети сами будут участвовать в строительных процессах, тем лучше!

Меня поражает, как важно для экспертов со школьных скамей привлечь детей на стройку. Спикеры буквально призывают убедить юные умы, как хороша профессия строителя! Оказалось, даже специализированные школы есть: сейчас такие функционируют в 15 субъектах страны.

  ПИК возглавил рейтинг застройщиков массового жилья в России

Занимательным оказалось выступление Гузалии Фазылзяновой, проректора Московского государственного строительного университета. Женщина показала свой стальной характер. Она встала на защиту своих студентов. Первое, что поспешила сделать Фазылзянова, – это опровергнуть утверждение о том, что большой процент студентов-строителей не работают по профессии: «Все 70 процентов строителей трудоустроены. А вот те 30 процентов – не совсем строители, а экономисты, которые после института идут работать в «Макдоналдс»!» Я, конечно, не экономист, но мне стало как-то обидно.

Как романтизировать стройку – обсудили в рамках «Российской строительной недели»
Фото: Станислав Фалалеев /cud.news

«Я всегда говорю работодателям: умейте работать с молодежью! Да, это в первую очередь визуал, это сленг», – призывает проректор МГСУ. «Зарплата!» – хочется закричать мне через весь зал. Ну какой визуал, какой сленг, если тебе оклад предполагают 40 тысяч рублей за сложную работу «пять на два»! Это во-первых. Во-вторых, сделайте уже что-нибудь с политикой «без опыта работы не берем». Я все прекрасно понимаю: страшно брать на работу новичка, лень его всему учить. Но выигрывают как раз те компании, которым не лень. Они и взращивают из только оперившихся птенцов гордых орлов. А иначе бывший студент мечется по этому замкнутому кругу «опыт – работа».

Особая гордость проректора – это строительные отряды. Те самые мальчишки и девчонки (вторых тут так же много, как и первых), которые пришли принять участие в конференции. Особенно спикер отметила Валентину Коваленко – командира штаба строительных отрядов МГСУ. Она, по словам проректора, тот святой человек, который практически возродил строительные отряды и установил жесткую дисциплину.

Стройка будущего

«Чтобы понять, каким будет строитель будущего, нужно определиться, что такое стройка будущего», – сказал Олег Бетин, заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России и руководитель комиссии по вопросам индивидуального жилищного строительства. Нужно понять, какие объекты возводить и кто за это будет в ответе. Зачастую за разные этапы стройки отвечают разные институты и даже министерства. Например, многие процессы переходят в строительную индустрию. А за это уже отвечает другое министерство.

«Если мы начнем разбираться в этом вопросе, окажется, что наша структура сегодня не совсем готова к новому уровню стройки», – отметил эксперт. У объекта есть жизненный цикл, и, кроме прочих этапов, нужно учитывать и этап утилизации проекта, как бы грустно это не звучало. Когда мы наведем порядок в структуре строительной жизни, сможем контролировать качество трудовых кадров.

«А то приезжают люди на стройку, одних выселяют, на других заводят уголовные дела», – заключил Бетин.

Как романтизировать стройку – обсудили в рамках «Российской строительной недели»
Фото: Станислав Фалалеев /cud.news

Эксперты, готовые поделиться своим опытом и тоннами информации, серьезно нарушают тайминг. Модератор Мозганова не стесняется выражать свое недовольство. Надо отметить, что руководитель отдела на радиостанции не умеет перебивать спикеров и, когда время совсем поджимает, начинает с периодичностью повторять в микрофон утвердительные «угу».

Репутация и престиж

«Я не услышала главного слова – репутация», – удивленно воскликнула Татьяна Слушко-Цапинская, директор департамента по связям с общественностью «Интеко». По ее словам, негативный образ работника строительной сферы отпугивает молодое поколение от этой профессии. Тут ее точка зрения сошлась с мнением остальных экспертов. Выстреливает то, что престижно. Например, раньше такими были профессии экономиста и юриста. Поэтому сейчас их так много на рынке труда. Спикер предложила рассматривать директора по строительному проекту как пример престижного олицетворения строительной среды. Это красивый человек, который много зарабатывает и от которого пахнет успехом! Возникает вопрос: а на стройке-то кто работать будет? Успешный директор в дорогом костюме? Или все-таки пока не будем отказываться от мигрантов?

Благо, вопрос этот все-таки затронули – уж очень я переживала за судьбу мигрантов. Да, наши друзья из дружественных стран иногда «дают жару»: устраивают во дворах межнациональные разборки, дебоширят, да и по-русски говорят далеко не все, но боюсь, что без этих людей российская стройка испытает острый дефицит рабочих рук.

  Банк «Траст» продал застройщика «Интеко» компании Sminex за 38 млрд рублей

Юлия Слуцкая, президент Международной ассоциации по правовому содействию трудовым мигрантам, рассказала, что «качеством» приезжающих в Россию рабочих все-таки занимаются и не только у нас, но и в странах-отправителях, например в Узбекистане. Там уже функционируют профильные центры с профессиональными программами обучения, плюс будущие мигранты могут отучиться и на краткосрочных курсах.

«Но здесь мы говорим о низкоквалифицированных специалистах. Нашим работодателям все равно этого недостаточно», – отмечает Слуцкая. По ее словам, нужно синхронизировать профессиональные стандарты обеих сторон.

Как романтизировать стройку – обсудили в рамках «Российской строительной недели»
Фото: Дмитрий Преображенский /cud.news

По данным эксперта, в год с целью трудоустройства в Россию прибывает около трех миллионов мигрантов. И в настоящее время строительная отрасль и российская экономика в целом не смогут обойтись без дополнительных вливаний иностранной рабочей силы. А наши профессионалы, которых выпускают профильные российские вузы, вряд ли пойдут на стройку чернорабочими – давайте говорить честно. Я знала человека, который был рад уйти со стройки работать в штаб Жириновского: а там и работаешь много, и еще Владимир Вольфович приходит и орет на тебя благим матом. Но для молодого поколения все лучше, чем стройка.

После того, как я выслушала аргументы экспертов, мне стало любопытно побеседовать с парой студентов из «Строительного отряда» и узнать их представления о будущей профессии. Они так внимательно слушали все, что рассказывали спикеры, лишь изредка доставая из карманов смартфоны. И выглядели ребята очень патриотично. Чтобы не отрывать лишний раз всех студентов от дела, я тихонько подошла к заднему ряду и попросила пару ребят со мной поболтать. Оказалось, нельзя так просто взять и поговорить с совершеннолетними людьми! Хоть я наивно полагала, что строители и военные – разные формы жизни, оказалось, что первые – тоже люди подневольные.

«Нам нужно спросить у командира», – робко сказал мне один из студентов. Через некоторое время из зала вышли двое: тот самый робкий паренек и командир строительных отрядов Валентина. К моей просьбе ребята отнеслись очень ответственно. Они представились полными именами и отчеканили свои «звания». Командир держалась особенно уверенно. Если честно, я почувствовала себя на заседании компартии: я уверена, что там все говорили именно так.

«Строитель – это человек, который оставит после себя след. И этот след можно потрогать, увидеть, показать своим детям», – поделилась Валентина. Девушка полна решимости работать на благо своей родины, развивая дальневосточные регионы. Однако на вопрос, на какой должности себя видит Валентина, она ответила, что хотела бы и дальше помогать студентам в штабе, а потом уйти в PR. Быть рабочим на стройке командиру явно не по душе. Молодого человека зовут Александр, и он мастер строительного отряда. После института Саша будет заниматься строительством гидротехнических и энергетических объектов. В перспективе студент хотел бы работать инженером-конструктором и, быть может, развивать строительство на Северном Кавказе, откуда он родом.

Зарплатные ожидания у молодых специалистов небольшие, несмотря на их «бекграунд»: Александр назвал сумму в 45-50 тысяч. «В дальнейшем хотелось бы больше», – смущенно добавил парень. Главные требования к работодателям: нацеленность на молодые кадры, обеспечение таковых необходимыми условиями и желание видеть в студентах маленьких помощников.

Несмотря на небольшую абсурдность формата строительных отрядов во времена, когда в пионеры уже не посвящают, такие структуры дают студентам возможность получить тот самый «опыт», который требуют неуемные работодатели. Например, Саша, учась всего лишь на втором курсе, уже сотрудничал с такими компаниями, как «Росатом» и «Оргэнергострой». Такие работники горячо любимы строительными компаниями: они уже побывали на стройке, готовы служить отчизне и к тому же имеют невысокие зарплатные ожидания. Недаром Басин сказал: «Нужно гордиться страной, и только тогда можно добиться успеха».

Автор: Виктория Орлова

04 марта 2022 10:33


АКТУАЛЬНО