CUD.NEWS

Центр Градостроительного Развития

Вячеслав Котлов: «Теперь построить загородный дом сможет гораздо больше россиян»

Вопрос импортозамещения на фоне геополитической обстановки и санкций, которые лавиной накрыли отечественный рынок, стал особенно острым и болезненным. Недавно даже заместитель председателя Совета безопасности, председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев, выступая на форуме «Предпринимательство в новой экономической реальности», заявил, что вместо «импортозамещения» можно ввести термин «технологический суверенитет», так как старое название звучит «немножко унизительно». В связи с этим CUD.NEWS («Центр Градостроительного Развития») поговорил с экспертом рынка недвижимости, директором по продажам HALLEHOUSE Вячеславом Котловым на тему импортозамещения строительных материалов на российском рынке.

Вячеслав Котлов: «Мы отдавали свое сырье и покупали готовый материал из него же!»

Импорт закрыт, наращивание производства – время возможностей

– Вячеслав, недавно на официальном сайте мэра Москвы вышла новость о том, что производство строительных материалов увеличилось на 60%, но только в Москве. Как вы думаете, почему объем производства вырос именно в столице?

В. К.: Москва – самый богатый регион России, вполне понятно, что нынешний кризис в меньшей степени коснулся именно столицы. Сейчас люди, имеющие накопления, все больше и больше задумываются о новых инструментах для инвестиций. И у многих выбор падает на сферу загородной недвижимости и строительства – физлица вкладываются в строительство частных загородных домов, бизнес – в строительство целых поселков. Сегодня это действительно очень рациональное решение, особенно если строительство быстровозводимое, ведь результат в виде готового дома придется ждать всего несколько месяцев. Соответственно, при росте спроса на строительство, растет спрос и на стройматериалы.

Рассмотрим, к примеру, деревянное домостроительство. Именно на этот тип приходится наибольший спрос: на данный момент газоблок подорожал, а стоимость дерева, наоборот, стала снижаться – сначала удешевлению древесины поспособствовал запрет правительства на экспорт сырого пиломатериала, а затем и закрытие границ. Учитывая, что тренд на «загородку» остается высоким, а готовый дом потребитель хочет получить как можно быстрее, быстровозводимое строительство получает все большую популярность. Это дома, возводимые по всем разновидностям каркасных технологий, а также проекты из клееного бруса. Помимо дерева, комплектующими каркасных домов являются теплоизоляционные материалы, мембраны, конечно же, кровельные покрытия. Этим и объясняется рост оборота производства большого числа стройматериалов.

Значительное увеличение мы наблюдаем именно в Москве, так как большее число заказов, конечно, получили крупные фирмы, головные офисы которых находятся преимущественно в столице.

  Александр Казин: «У железобетона в домостроении еще есть перспективы»

– Как вы думаете, будет ли правительство развивать производство в регионах? Это необходимо?

В. К.: Развитое производство в регионах – это сразу несколько плюсов для страны. Во-первых, это снижение стоимости конечного продукта. Опять же рассмотрим на примере деревянных домов. Не секрет, что многие отечественные компании отправляли сырье на переработку заграницу, например в Финляндию. Там древесина обрабатывалась, из нее склеивался брус, и в результате российские фирмы получали продукт из собственного сырья с наценкой. Естественно, конечный продукт – загородный дом – становился дороже, чем мог быть, если бы древесина превращалась в брус на родине. Теперь с этим будет покончено, а значит, потребитель не будет переплачивать за импортную переработку отечественного материала. В итоге ИЖС станет значительно доступнее, построить достойный загородный дом сможет куда больший процент россиян. Несомненно, что государство будет делать упор на создание отечественной системы переработки сырья.

Во-вторых, открытие новых производств в регионах – это создание большого числа рабочих мест. Причем такие специализированные производства, как, например, по созданию усиленного каркаса домов, требуют квалифицированных работников. В нашей компании трудятся целые династии плотников, умения которых передаются по наследству от деда к внуку. Мастера работают за достойную зарплату даже для Московского региона – средний месячный доход составляет 120 000 рулей. Для региона такая цифра более, чем привлекательная. Строители из Средней Азии не умеют работать с деревом, поэтому при нынешнем росте спроса на деревянное домостроительство будет расти и потребность в российских квалифицированных кадрах. Это рождает третий плюс – несомненно, будет возрождаться система образовательных учреждений, подготавливающих такие кадры. Молодые ребята будут стремиться получить престижную рабочую профессию и обеспечить себе достойную жизнь, не уезжая из собственного региона.

Импорт закрыт, это время возможностей для отечественной индустрии. Пришло время самим заниматься переработкой. Давно было понятно, что уже хватит продавать, надо производить! И сейчас – самое время начинать.

Вячеслав Котлов: «Мы отдавали свое сырье и покупали готовый материал из него же!»

Определить сроки невозможно

– Расскажите, пожалуйста, как вы считаете, через какое время российский рынок может отказаться от импорта?

В. К.: Какое время потребуется для полного отказа от импорта, сложный вопрос, на который влияет множество факторов. Мы строим экологичные дома по технологии усиленного каркаса. Для этого нам необходимы клееные балки. Мы производим их из отечественной древесины на собственном заводе, но используем качественный немецкий клей. Пока запасы на складе есть, но в перспективе нам нужен будет российский. Сейчас на нашем рынке нет аналогов: клей должен быть экологичным, без вредных добавок. Насколько быстро подобный состав появится, зависит от развития отечественной химической промышленности.

  Сергей Пальчиков: «Из-за чего гибнут деревья в большом городе?»

Это же касается и лакокрасочных покрытий. Зависимость в ЛКМ у нас сейчас, увы, стопроцентная. На данный момент приходится покупать втридорога немецкие, финские или американские краски и масла. Вывести на должный уровень химпромышленность реально, предполагаю, что сделать это можно в относительно короткий срок. Вопрос импортозамещения стоит остро, и это в данном случае хорошо. У нас остались фундаментальные институты, где работают серьезные профессионалы, которым под силу быстро наверстать упущенное, учитывая, что сейчас это будет поддерживаться государством.

Как, например, уже произошло в деревоперерабатывающей промышленности. Раньше у нас не было отечественного оборудования, способного решать серьезные задачи в переработке дерева. А сейчас уже появились заводы, которые производят станки высокого класса по обработке древесины. Мы сотрудничаем с таким заводом в Твери, качество станков не уступает зарубежным аналогам. А на своем производстве по созданию силового каркаса из клееной балки мы используем исключительно высокоточное российское оборудование, что позволяет в высокоценовом сегменте, к которому относятся наши дома, создавать достойный продукт и не повышать его цену из-за участия в производстве импортного оборудования.

ИЖС тоже нуждается в «технологическом суверенитете»

– Если сравнивать квартиры и ИЖС, где импортозамещение сейчас мощнее и почему?

В. К.: Обывателю может показаться, что импорт к строительству частного дома практически не имеет отношения. Опять же возьмем деревянные дома – леса-то у нас много, да и металл мы можем делать! При чем тут импорт?!

На самом деле доля импортных материалов в нашем деревянном доме – 60%: весь крепеж, клей, мембраны, лакокрасочные материалы, даже полиэфирный утеплитель, который производится у нас, и тот импортный! Материалы на него доставляются из Белоруссии, Китая и Южной Кореи. Нам удается находить аналоги, но пока еще далеко не всем материалам, недавно мы начали тестировать российские мембраны.

  Олег Климов: «Необходимо привлекать неожиданных и нестандартных арендаторов»

А вот строительство ЖК и многоквартирных домов предполагает использование других материалов – это в первую очередь бетон, арматура, газоблок. Все это в достатке производится российскими предприятиями. Дефицитом стали, пожалуй, лишь окна и отделочные материалы. Как видите, доля импорта значительно ниже. Поэтому, естественно, процесс импортозамещения там происходит менее проблемно, по большому счету, уже все научились производить в России.

Вячеслав Котлов: «Мы отдавали свое сырье и покупали готовый материал из него же!»
Фото: Станислав Фалалеев /cud.news

Импортозамещение нужно и неизбежно

– Импортозамещение – это трудоемкий процесс, по вашему мнению, действительно ли он необходим?

В. К.: Импортозамещение необходимо, чтобы уйти от зависимости от импортных поставок. Производить лучше, чем покупать и перепродавать, это очевидно! Это выгодно и для производителей, и для работников – появляются рабочие места, и для конечного потребителя, ведь цена на недвижимость снизится.

Последние десятилетия мы, по сути, работали с перекупщиками: отдавали свое сырье и покупали готовый материал из него же, жертвуя рабочими местами своих граждан и финансами конечного потребителя. Любой человек скажет, что это неразумно. Вспомните, как был потрясен простой обыватель, узнав, что мы даже гвозди сами не производим! Все это привело к тому, что возможность построить качественный дом стала элитарной привилегией. А так не должно быть. Поэтому сегодняшняя ситуация и курс на импортозамещение – шанс изменить жизнь огромного процента россиян в лучшую сторону!

– Вячеслав, подытоживая все вышесказанное, как вы думаете, сколько предприятий по России готовы начинать производить свою продукцию и, возможно, переквалифицироваться (не собирать из импортных деталей, а делать их самостоятельно)?

В. К.: Однозначно большинство предприятий хочет производить собственную продукцию, разрабатывать собственные технологии, реализовывать их и конкурировать с западными производителями. Более того, при господдержке в виде долгосрочного льготного кредитования, налоговых ослаблениях это возможно. Российские компании смогут поднять отрасль действительно быстро.

Автор: Тамара Антифеева 

29 мая 2022 00:03


АКТУАЛЬНО