CUD.NEWS

Центр Градостроительного Развития

Сложности только с лифтами и кондиционерами: логистика и поставки в нынешних реалиях

«Арх Москва – 2022» закончилась, а вот проводимые ей мероприятия – отнюдь: злободневным вопросам конца и края нет. Поэтому недавно организаторы выставки вновь пригласили на дискуссию «Как меняется современная логистика в текущих условиях: главные тренды» архитекторов, дизайнеров, застройщиков и им сочувствующих, в том числе и представителя ГК Ramon Soler и Nofer – компании с более чем 130-летней историей из Барселоны, удержавшейся на российском рынке несмотря ни на что. 

«Сложности – с лифтами и кондиционерами; остальное решим». Логистика и поставки в нынешних реалиях
Фото: Станислав Фалалеев /cud.news

Спикеры все как один обошлись без презентаций: и без того, понимаете, наболело. «Дровишек» в «огонь» дискуссии без перерыва подбрасывала и генеральный директор коммуникационного агентства «АрхДиалог» и модератор дискуссии Светлана Котлукова.

Клиентов меньше не стало. Местами стало сильно больше

Вспоминая ситуацию начиная «с той-даты-которую-нельзя-называть», сперва в ходе дискуссии «перемыли кости» клиентам. Которых, единодушно признали спикеры, меньше не стало. На удивление, почти не прибавился и «градус капризности».

Спикер с непозволительно дворянской фамилией председатель Московского архитектурного общества, профессор МАрхИ и руководитель студии ub.design Борис Уборевич-Боровский выразил, как оказалось, общее мнение: в сфере дизайна (а именно к ней так или иначе относятся все выступающие) игра идет в основном вдолгую. Дизайн-проекты прорабатываются месяцами, сами же проекты реализуются годами. Так что период первых недель «ужас-ужас-все пропало» удалось как-то благополучно пересидеть: «В нашей профессии сроки очень растянуты; даже если не вспоминать про Sagrada Familia с ее 150-летним строительным циклом, все равно можно строить годами и десятилетиями. Да, по каким-то моментам есть задержки; но у нас – архитектурная студия, где всего 25 сотрудников, и при этом 40 проектов. Так что мы в любом случае все время заняты».

Заказов в стиле «у нас есть деньги, так что хотим быстро» нет в силу специфики работы; поставки того-сего-десятого и в мирные-то времена шли чуть не  месяцами. Да, есть небольшое количество клиентов, которые ушли; есть и зарубежные заказчики, которые никуда не делись, да вот пока попросту не могут перечислить средства на проекты в РФ; но срывов сроков нет, потерь в клиентах – практически тоже. При этом появилось немало новых».

Ландшафтный архитектор и руководитель «Илья Мочалов и партнеры» – как можно догадаться, Илья Мочалов собственной персоной – тоже подтвердил, что периодом «страдающего средневековья» и не пахнет: «Да, на пару месяцев совсем новые проекты, по которым мы только-только выслали коммерческие предложения, были поставлены на «стоп». Зато сейчас все они хором свалились на голову; приходится мобилизовывать ресурсы и набирать новых сотрудников.  А текущие продолжительные проекты и стройки как шли, так и идут. На самом деле, у нас примерно такой расклад: 50% – частные виллы и резиденции, 50% – девелоперские проекты: дворы и общественные пространства. Это соотношение не меняется уже 5-7 лет. И даже с учетом весеннего кризиса флуктуаций не замечено».

Основатель студии интерьера «АрхиМания» Лолита Титова пояснила, что ажиотаж случился лишь в том смысле, что кто-то закупается всем для интерьера основательно, дуя на воду: опасаясь сильного роста цен: «Поставщики есть, поставки потихоньку налаживаются. Появились за последние четыре месяца и несколько новых проектов, в дополнение к долгоиграющим, которые только сейчас «дозрели». Новые же идут хорошими темпами; нам даже пришлось расширяться».

Да, кое-кто пытается воспользоваться ситуацией и запросить дисконт; но хотят требовать – пусть требуют, зачем лишать людей удовольствия… А в остальном кто с бюро работал на стандартных условиях, те так и продолжают.

С оплатой тоже проблем не особо:  научились выкручиваться. Даже клиенты говорят – мол, если надо, деньги на оплату «на себе» привезем. Больше того: заказчики из Европы просят прислать на их проекты наших – российских – специалистов (вроде как «выписать» их, как до революции «выписывали» по рекомендациям хороших гувернеров). Потому что «там» спецов такого качества нет. Ну или обходятся в колоссальные суммы.

  Итоги I квартала на первичном рынке элитного и делюкс-класса Москвы

Не отразилась ситуация и на работе бюро «Крупный план». Генеральный директор и архитектор Сергей Никешкин: «Архитектурный рынок очень инертен, проекты – долговременные, никто их не останавливает. Застройщики настроены оптимистично, особенно в свете субсидированной процентной ставки на ипотеку – этого «драйвера» жилой застройки. Поэтому в целом все хорошо; более того – последние месяцы у нас появились очень масштабные проекты, прямо-таки на сотни гектаров. Причем в регионах. Так что в каком-то смысле все прекрасно: рынок растет».

«Сложности – с лифтами и кондиционерами; остальное решим». Логистика и поставки в нынешних реалиях
Фото: Станислав Фалалеев /cud.news

«Я ухожу!»

Как сказался уход иностранных компаний? Тут тоже, как говорится, «всякая вода на нашу мельницу». Кто не хотел уйти, или наоборот – захотел прийти, те это сделали: поторопилась же британская команда SimpsonHaugh «ухватить» проект редевелопмента в Москве: антироссийская пропаганда почему-то не помешала.

Бюро Захи Хадид в бытность выиграло тендер на проект станции метро «Кленовый бульвар»; а поскольку бюро решило гордо хлопнуть дверью – «техническая победа» на ринге досталась второму из лидеров конкурса, уже российскому бюро. Причем как раз-таки «Крупному плану». Разве плохо?

«Чьи у вас устрицы?» – «Белорусские!»

Плавно перешли к обсуждению  материалов-тире-комплектующих, их теоретической нехватки и сложностей с поставками. В компании Ильи Мочалова вообще все без изменений: почему-то ни санкции, ни политические настроения импорта растений чудесным образом не коснулись. Правда, если раньше они поставлялись из Европы, то теперь та же самая продукция прибывает чудесным образом, например, из Узбекистана (это как в анекдоте про импортозамещение и настоящие белорусские устрицы).

Некоторый затык только с оплатой. Где, понятно, тоже уже «обкатаны» определенные схемы. «Более того: это дает шанс российским питомникам. Если лет 20 назад мы практически на 100% импортировали растения, то уже сейчас в своих решениях закладываем порядка 75% отечественного посадочного материала, и лишь 25% — это импорт: какие-то изыски, эксклюзивные заказы», – поделился Илья.

Жаль было, говорит спикер, потерять некоторых конкретных поставщиков крышного оборудования; но на выставке «АрхМосква» обнаружилось сразу несколько интересных партнеров.  Та же ситуация – с детскими площадками: на смену вильнувшим хвостом «прозападным» партнерам с готовностью пришла Чехия. Российские производители тоже закидывают предложениями; к слову, у них много чего интересного по дизайну.

Помянул добрым словом недавнюю «АрхМоскву» и Борис Уборевич-Боровский, сумевший все на той же выставке найти замену нежно любимому (без шуток) кирпичу  российский аналог, причем дешевле. Посетовал только, что «…на западе люди 150 лет изучали тему производства. Там на заводах и фабриках все густо смазано историей, знанием, умением; в России  это в столь короткие сроки повторить, к сожалению, нельзя – наши замечательные умельцы «готовы, хотят и что-то могут», но до желаемого уровня пока попросту не очень дотягивают».

Кстати, любопытно, что если в марте было некоторое ощущение мандража по части поставок из Европы – «Что делать? Куды бечь?» –  то к июлю даже этот вопрос как-то разрулился. Спикеры признались, что ряд поставщиков подписал с ними договоры о крупных поставках немецких и тому подобных брендов. Причем с гарантией «доставим несмотря ни на что!» Значит, весьма уверены в своих силах; единственное – несколько увеличили сроки, перестраховываясь.

То есть, «обходные пути» в наличии имеются, и, как показала практика, хорошо работают.

«Сложности – с лифтами и кондиционерами; остальное решим». Логистика и поставки в нынешних реалиях
Фото: Станислав Фалалеев /cud.news

«Возили, возим и будем возить»

Ситуацию с «другой стороны баррикад» изложила Ксения Форс, руководитель группы компаний Ramon Soler и Nofer. ГК на своем примере подтвердила, что от России «отвернулись» далеко не все, и продолжала все это время поставлять продукцию в РФ «несмотря и вопреки».

  Топ-5 ошибок при строительстве дачи

Ксения тоже, надо сказать, понатерпелась разного: «Очень нестабильная ситуация с логистикой: машины застревали на таможне в самых разных странах. Особенно первые месяцы; сейчас очереди при пересечении границ продолжаются, но ситуация уже более-менее стабилизировалась».

А вот в первые недели после-того-как, когда на логистическом рынке была совершеннейшая паника, нашлось  очень много желающих «навариться», рассказывает эксперт. Поскольку машины с европейскими номерами не могли въезжать в РФ, то товар приходилось отправлять либо перецепкой (контейнеров, фургонов – прим. ред.) либо – и в основном – перегрузом. И вот: машина уже подъезжает, а белорусские логисты заявляют: «У нас поднялись тарифы. Хотите ехать дальше? Платите столько-то». Рэкет, иначе не скажешь.

Так что ГК Ramon Soler и Nofer продолжает активно сотрудничать со специалистами по проектам в РФ и оптом ввозить товары. «У нас обширная складская программа, – уточнила Ксения Форс, – но и заказы масштабные: не о частных квартирах же речь. Например, сейчас работаем над проектом в МГУ – поставка сантехники для общественных мест. Разумеется, все это привозится под проект: объемы-то колоссальны, такие чисто физически невозможно держать на складе. Да и бессмысленно: ведь каждый такой заказ уникален. Но по срокам в два месяца вполне укладываемся». То есть, поставки ненамного дольше, чем в «мирное время».

Незаменимых товаров нет?

Тут эксперты сошлись во мнении, что в крупномасштабных и/или дорогих архитектурных объектах большие сложности разве что с лифтами и кондиционерами; а еще с тяжелым инженерным оборудование типа насосов Grundfos. Все остальное можно найти, заменить, а то и «доработать напильником».

В этом вопросе уши уже навострили Турция и Китай; да, качество по некоторым видам продукции пока «не торт», однако обе горячо заинтересованные в партнерстве страны прекрасно понимают, что и в каком объеме востребовано, так что резво гребут в нужную сторону. Кстати, приятной неожиданностью для кое-кого из выступающих стало то, что якобы китайские лифты в оном Китае делаются хоть и на локальных заводах, но по технологии+на оборудовании тех самых марок, которые Россию сейчас как клиента игнорируют. Так что, по сути, реальный дефицит – лишь в уникальных высокоскоростных лифтах.

Конечно, всегда найдутся клиенты, которых не устроит китайское качество: в вопросах того же дизайна, дорогих мебели и сантехники и т.д. Безусловно,  часть рынка Китай и Турция займут; но тем, кто делает качественные проекты – или поставляет качественные европейские товары – можно не опасаться, что клиенты разбегутся: всегда найдутся люди, которые понимают разницу в уровне. Кроме разве что единичных случаев упертых политиканов, которые с первых дней вооруженного конфликта не признают абсолютно ничего «нероссийского» и «неимпортозамещающего».

То, чего не ожидали

Борис Уборевич-Боровский: «Больше всего страдают «быстрые» проекты. Но в нашей студии таких мало, так что к первому июля ничего ужасающе критичного пока не произошло и не ожидается. Скорее, дежурные неудобства: например, некоторые клиенты говорят – мол, давайте объедем всю Москву и закупим все что можно, пока есть. Ну давайте; приходится бегать, ездить и «мешочничать»… Но ведь это не наша работа! Наша работа – красиво нарисовали, отработали концепцию, все заказали и сидим довольные; а тут беготня, обзвон, погрузка-разгрузка, наличие-отсутствие… В проект такое не заложено как трата времени и сил; и уж тем более мы не можем выставить счет заказчику за подобные «дополнительные услуги». Вернее, можем, конечно, но как это будет воспринято?»

  Вне зоны доступа: как «Доступная среда» ставит барьеры

Еще спикеры упомянули как основную «боль» сложности а) с переводом денег и проплатами (ну это понятно) и б) с «перевозом себя». То есть, деловые перелеты в другие страны и обратно: иногда проект требует мотаться туда-сюда, но если раньше это было элементарно, теперь – очень хлопотно и сильно недешево. Правда, на удивление подключились европейские коллеги, которые изменить политику компании не могут, но в сотрудничестве и советах нуждаются: дескать, «что нужно, чтобы вы к нам выбрались сами? Виза? Еще одна печать в бумагах? Дополнительный запрос в консульство? Справки, рекомендации? Все сделаем! Только приезжайте».

«Сложности – с лифтами и кондиционерами; остальное решим». Логистика и поставки в нынешних реалиях
Фото: mos.ru

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит

Какие сложности возникают с партнерами, и как найти «правильных»? Тех, кто не подведет и не «подставит» в нынешней ситуации, как у Ramon Soler и Nofer случилось с логистами? Понятно, что проверенные временем друзья – лучший вариант; но иногда можно (и нужно) искать себе новых друзей.

Как найти? Во-первых, приходится немало ездить по России. Илья Мочалов упомянул, что совсем недавно наткнулся на совершенно чудесные детские площадки от российского производителя. Сергей Никешкин уточнил, что всегда привлекательны оригинальные продукты и инновации, либо готовность показать качественное российское производство – аналог импортному. Лолита Титова упомянула забавную ситуацию из практики, когда представитель давнего партнера (поставщика белорусских дверей) ее студию откровенно «кинул». Впрочем, и ряд других партнеров тоже; не только «АрхиМанию». Однако некоторое время спустя человек на посту поменялся – так вы не поверите: обнаружил эту ситуацию, схватился за голову, перед всеми извинился и… закрыл все долги по поставкам. При том, что его личной вины в этом не было! Берег престиж и репутацию фирмы. Итог? Многолетнее сотрудничество с фабрикой продолжается и по сей день.

А еще все спикеры как один снова заговорили про «Арх Москву» как пример площадки для поиска хороших партнеров. На других тематических выставках, конечно, тоже; вопрос в том, что на профильные мероприятия представленные на них компании приезжают с продуктом, который можно посмотреть и потрогать, с конкретными примерами, реализованными кейсами. А главное – с горящими глазами, замотивированные на сотрудничество, готовые давать скидки, обсуждать особые условия и т.д.

«Холодные звонки» с предложением всякого-разного не нравятся никому из выступавших; наоборот, вызывают отторжение. Так что кто ищет заказчиков среди дизайнеров и архитекторов – выставки, как говорится, «ваше все». Идите, ставьте стенд – и блистайте. Ну, а потом ведите себя «как человеки»: не подводите со сроками, в непростых ситуациях предлагайте решения. И ни в коем случае не оправдывайте случающиеся «косяки» пресловутым «человеческим фактором».

Поскольку 20-летнее и более сотрудничество длится не потому, что оно когда-то удачно началось. А потому, что оно успешно продолжается – каждый день наглядно подтверждая эту самую «успешность». Ведь именно от дизайнеров и архитекторов зависит способность предоставить клиенту готовое решение, базирующееся по сути на трех компонентах: помимо «красоты на бумаге», найти подходящее качество+сервис+цену. В чем заключается добрая половина работы по нашим непростым временам; так что, уважаемые поставщики, – не подводите.

Ну, и крайне ценный совет напоследок дал Борис Уборевич-Боровский: «В нашей студии политика такова: мы никогда ничего напрямую не ввозили и не ввозим. Я вот как чувствовал, что здесь кроется большая засада; и как в воду глядел. Поэтому всегда обращался к посредникам. Так что призываю дизайнеров: никаких поставок заказчику клятвенно не обещайте! Обещайте ему только красоту – а не конкретный паркет или мебель. Лучше отведите своих замечательных партнеров-поставщиков к клиенту: пусть они обещают!»

Автор: Кристина Голубева

09 июля 2022 06:31


АКТУАЛЬНО