CUD.NEWS

Центр Градостроительного Развития

Иван Власов («Философт»): Умные дома – nextgen гаджеты?

Как меняются самые обычные жилые дома благодаря «смартфонной» революции? Об этом – в авторской колонке, написанной специально для CUD.NEWS («Центр Градостроительного Развития») директором компании «Философт» Иваном Власовым.

Пятнадцать лет назад, 9 января 2007 года, на выставке MacWorldExpo в Сан-Франциско глава компании Apple Стив Джобс произнес, наверное, свою самую знаменитую речь, в ходе которой представил миру новый революционный девайс – гибрид широкоформатного iPod Touch с функциями телефона, интернетом, электронной почтой и картографическим сервисом от Google. Конечно же, это был iPhone.

Иван Власов («Философт»): Умные дома – nextgen гаджеты?

Смартфоны существовали и раньше – финская Nokia много лет выпускала их на собственной платформе S60, американская Microsoft делала телефоны на OS Windows Mobile, а канадская Research in Motion использовала собственную Blackberry OS. Последние были особенно популярны в бизнес-среде по всему миру, прежде всего благодаря высокому стандарту безопасности и полноценному сервису электронной почты, который не уступал привычному десктопному Microsoft Outlook. Главной фишкой Blackberry была самая настоящая миниатюрная клавиатура, от которой пользователи сходили с ума от восторга. Blackberry даже получили шутливое прозвище Crackberry, иронизирующее над характером звука при нажимании клавиш, а также над чрезмерной зависимостью их владельцев от своих  гаджетов. 

На момент выхода iPhone в 2007 году Blackberry был на вершине: ему пророчили скорое завоевание мирового рынка смартфонов, а капитализация компании била рекорды, в один момент превысив 67 млрд долларов, то есть фактически она была равна стоимости всей компании Apple до анонса iPhone. Однако прошло всего несколько лет, и дела у Blackberry пошли из рук вон плохо; Nokia вовсе прекратила разработку своей операционной системы для смартфонов, была куплена Microsoft в попытке составить конкуренцию iPhone, но и из этого ничего не вышло. Из трех бывших лидеров только Nokia продолжает выпускать телефоны, и то на платформе Android. Research In Motion и Microsoft полностью вышли из телефонного  бизнеса. Что же произошло, почему вчерашние лидеры со скоростью мысли превратились в аутсайдеров и уже вынуждены были бороться за выживание?

Причин тому много; но главная, на мой взгляд, в том, что Apple впервые удалось предложить пользователям уникальный по удобству и продуманности инферфейс с практически отсутствующей «кривой» обучения – научиться пользоваться iPhone (далее – айфон) можно буквально за 5 минут, а интуитивность системы до сих пор восхищает буквально всех – от домохозяек до пенсионеров. Айфон по силам даже детям, которые еще не научились говорить. Фантастика, не правда ли?!

Детище Стива Джобса стало «идеальным штормом» для конкурентов; и, как подобает истинному шторму, без сожаления уничтожило их, отправив на свалку истории. На это понадобилось всего несколько лет.

Айфон не только единолично сформировал новую парадигму использования мобильного телефона: благодаря ему появился многомиллиардный новый рынок софта для смартфонов, а ряд существующих секторов экономики претерпел изменения. Айфон стал тем, что на английском языке называется disruptor – разрушитель существующей парадигмы.

На 15 лет вперед

А теперь промотаем на 15 лет вперед, в 2022 год. Рынок мобильных устройств сегодня оценивается в триллионы долларов, сама компания Apple стоит более двух, а за прошедшие годы у нее появился мощный конкурент в виде компании Google с системой Android. Потребление контента с мобильных телефонов по популярности уже несколько лет обходит десктопы, а мы привыкли очень и очень многое делать с помощью своих мобильных телефонов – заказывать еду, вещи, любые услуги, отправлять деньги, получать деньги, читать, слушать музыку, смотреть фильмы, играть, знакомиться, публиковаться и даже взаимодействовать с органами власти. Сегодня средний человек проводит в разы больше времени с телефоном, чем с ноутбуком или стационарным компьютером; да и уже сложно представить свою ежедневную жизнь без смартфона или планшета.

При этом одна из безусловных положительных сторон всеобщей «смарфонизации» населения Земли – в возможности существенно экономить свое время на рутинных задачах вроде бронирования отеля в любой точке планеты. Задумайтесь, как много всего теперь можно сделать буквально за мгновение! Покупка авиабилетов в Чили, заказ еды из ресторана и, конечно, поиск ответов на самые разные вопросы – все это «на расстоянии» клика.

  Александра Шакола (Radius Group): Субаренда на рынке складов – неожиданный подарок арендаторам

Но если отдельные отрасли вроде туристической  (покупка авиабилетов и бронирования гостиниц) претерпели благодаря смартфонам кардинальные изменения, перейдя в онлайн, перестройка других на первый взгляд не так заметна, хотя при этом не менее впечатляет.

И об одной такой я хочу поговорить – о том, как меняются самые обычные жилые дома благодаря «смартфонной» революции.  И в основе этих изменений то, о чем мы неоднократно слышали: «умный дом».

Что такое «умный дом»

А что вообще такое «умный дом», с чем его едят? Думаю, не все могут это знать, поэтому необходимо небольшое пояснение: «умный дом» – комплексное технологическое решение, позволяющее удалённо наблюдать за самыми разными функциями здания и управлять ими.  Если здание – жилое, то «умный дом» может состоять из  «умных квартир» и, собственно, «умного дома» за пределами этих квартир: это общественные пространства внутри дома, двор, автостоянка, подвал, чердак и тд. 

Начнем с «умной квартиры»: высокое проникновение интернета (в России на 2022 год регулярно интернетом пользуются уже 8 из 10 человек старше 12 лет), развитость рынка смартфонов позволили ведущим производителям бытовой техники предложить покупателю новый тип устройств с возможностью постоянного подключения к интернету и удаленного управления через смартфон – так называемые смарт- (smart) или коннектед-устройства.

Смарт-устройством может быть практически любая домашняя техника, включая электрические зубные щетки, чайники и фены. При этом иной раз даже у продвинутого пользователя возникает непонимание, зачем зубной щетке выход в интернет и отдельное приложение в телефоне. Однако не следует считать, что производители подобных гаджетов не думая «лепят» подобные функции на все подряд; напротив – за каждой такой фичей стоят месяцы серьезных исследований, а наличие интереса к такому модифицированному девайсу чаще всего предварительно подтверждено соответствующими фокус-группами. 

Смарт-функции домашнего гаджета увеличивают его ценность для покупателя, повышая полезность его смартфона, и дифференцируют гаджет на фоне предложений отконкурентов – традиционных dumb-устройств (от слова dumb – «тупой»), не имеющих возможности дистанционного наблюдения и управления.  При этом, в связи с технологическим прогрессом, стоимость имплементации смарт-функций в гаджеты постоянно снижается, делая их более доступными, а класс подобных смарт-устройств – все более многочисленным.

Возьмем типовую российскую квартиру – не важно, в новом доме или нет. В такой квартире наверняка уже есть не один бытовой гаджет, которым можно удаленно управлять со смартфона.  А если ещё нет – появится в ближайшее время, ведь смарт-устройства все больше вытесняют из магазинов традиционные.

Вроде как современные технологии в типовой квартире и присутствуют, скажете вы; есть робот-пылесос и смарт-электрогриль, с которыми можно взаимодействовать посредством смартфона. Но тем не менее сама квартира продолжает относиться к традиционному dumb-жилью – ее «жизненные показатели» только в оффлайне, доступ к ним  затруднен, ничего нельзя вывести на экран смарфона и удаленно управлять, изучать, а также оплачивать. Это может быть, например, регулировка радиаторов отопления и температуры в комнатах, показания электросчетчиков, данные по расходу воды, видео с камеры домофона и возможность включения/выключения любой розетки по заранее установленному графику. Возможно даже что-то более экзотическое, вроде замерения уровня CO2 и корректировки уровня освещённости.  Эти показатели и возможность их удаленного изменения, а не только «умная» зубная щетка, делают квартиру «умной».  Вы наблюдаете и взаимодействуете со своей квартирой через телефон, будто это – ваш личный Покемон.

Большинство по старинке

На сегодняшний день, к сожалению, подавляющая часть населения нашей страны – даже крупных городов – продолжает взаимодействовать с квартирами по старинке: вручную сверяет показания счетчиков, выкручивает вентили радиаторов в ту или другую сторону, бежит домой сломя голову, чтобы проверить, не осталась ли включенной электроплита, да и все остальное делается точно так же, как и 50 лет назад. При этом мы умудряемся подчас не доверять то показаниям счетчиков, то собственным глазам – цифры в голове путаются, не сходятся, а сравнить не с чем: ведь нужно поднимать архив, который непонятно где.  Это было про квартиру, а теперь поговорим о доме. Где почти всегда одна-единственная якобы smart-технология – крикливый домофон из 90-х годов.

  Григорий Ваулин («Ферро-Строй»): Почему в России строят мало жилья из стали?

Теперь давайте подумаем, есть ли у нас родственники или знакомые, кто живет в доме, который можно отнести к категории «умных домов».

В доме, где в реальном времени через приложение на любимом телефоне можно посмотреть температуру во всех комнатах и тут же изменить ее в нужную сторону либо создать температурный план в зависимости от сезона и времени дня; где легко посмотреть расход электричества и воды и тут же вывести график за последний год, оценив отклонения; где данные по расходу воды и электричества ежемесячно автоматически отправляются управляющей компании, и ваш контроль не требуется; где дистанционно можно выключить и включить любую розетку, а видеозвонок домофона приходит прямо вам в телефон; где можно внести в базу пропусков номер автомобиля родственников или курьера, и шлагбаум на внутреннюю стоянку откроется перед ними автоматически.

Разумеется, функции «умного дома» не исчерпываются дистанционным управлением инфраструктурой; это лишь самая понятная и приятная вещь, способная доставить удовольствие любому пользователю.

Технологии «умного дома» – это и оперативное взаимодействие через смартфон с управляющей компанией, когда можно своевременно сообщить о поломке, подать жалобу  и получить оперативный ответ и устранение проблемы.

При этом все это – единая система, с которой пользователь взаимодействует из приложения: управляет фичами квартиры, оплачивает квартплату и общается с эксплуатирующей компанией.

Программный функционал

Кроме пользовательского «фронт-энда», конечно, есть еще и сервисный «бэк-энд» управляющей компании – программный функционал, который в реальном времени контролирует жизненные показатели дома, а также обрабатывает заявки от жителей, распределяя их по мобильным телефонам обслуживающего дом персонала и контролируя исполнение задач. Кроме сервисного «бэк-энда», есть и третья часть – программно-аналитический «мозг», так называемая BI-система (business intelligence), собирающая все числовые параметры по дому и работе управляющей компании в одном месте и «упаковывающая» их в понятные графики. Благодаря которым можно оценить эффективность тех или иных процессов, включая эффективность сотрудников. BI-система позволяет непрерывно совершенствовать «умный дом», повышая эффективность как людей, так и использования ресурсов.

Итак, удалось ли вам вспомнить того, кто живет в подобном доме в России?

А ведь, по данным аналитической компании Berg Insight, количество «умных домов» в Северной Америке и Европе в 2021 году достигло уже 101 млн, а к 2026 году только в Северной Америке технологиями «умного дома» будет оборудовано уже 50% всего жилищного фонда. Европа несколько отстает, но тем не менее и здесь к 2026 году более 42% жилья будет с приставкой «смарт»; а это почти 100 млн домов.

То есть, общемировая тенденция очевидна – мир движется к «гаджетизации» жилья, выведении моделей интерактивности взаимодействия на новый уровень и, разумеется, к более рациональному и осмысленному потреблению природных ресурсов, в чем технологии «умного дома» способны очень помочь.

Но и в России не все так плохо: технологии «умного дома», аналогичные тем, что применяются сегодня за рубежом, есть и у нас –  как программные, так и аппаратные решения. При этом некоторые из них по части реализации даже превосходят иностранные (сказывается отечественная инженерная школа).

Более того, полноценные решения «умного дома» уже некоторое время применяются даже в новом жилье эконом- и комфорт-классов, причем не только в Москве и Петербурге, но и в регионах.

Разумеется, «умный дом» – концепция масштабируемая, и решение для дома бизнес-класса будет отличаться по объему реализации и фич от решения для комфорт-зданий; но необходимый базовый функционал сегодня можно реализовать практически для любого жилья, включая эконом-проекты в регионах. «Можно» – это значит не выйти за рамки экономики проекта и с минимальным увеличением себестоимости квадратного метра. Более того, удается повышать рентабельность проектов, а также существенно увеличивать их привлекательность для потенциальных покупателей.

Решения «умного дома» для проектов эконом- и комфорт-классов обычно ограничиваются продвинутыми домофонными системами с идентификацией по FaceID, «умными» шлагбаумами, о которых говорилось выше, а также диспетчеризацией – возможностью взаимодействия через смартфон со своей управляющей компанией.  Чем выше класс дома, тем больше добавляется фич из арсенала «умной квартиры».

Застройщикам оптимально начинать думать о реализации концепции «умного дома» уже на этапе идеи и проектирования: в этом случае необходимые корректировки в строительную документацию можно внести изначально, что минимизирует различного рода ограничения и даст свободу реализации проекта.

  Юрий Дутов (1GT): Маркетинг застройщика в современных реалиях

Дороже будет приступать к реализации «умного дома» на этапе строительства либо ближе к его концу, когда часть квартир уже продана. Хотя даже в этом случае чаще всего это будет экономически целесообразно, и маржинальность проекта увеличится; но в таком варианте существует ряд конструктивных ограничений, работа с которыми потребует времени и дополнительных расходов. 

Поэтому чем раньше в проекте застройщик примет решение об имплементации решений «умного дома», найдет их поставщика и  приступит к сотрудничеству, тем более «стройной» и «умной» получится сама реализация. На экономике проекта такой «ранний вход», разумеется, также отразится в лучшую сторону.

Современные решения

Современные smart home решения, которые применяются в многоквартирных домах, представляют из себя сложный программно-аппаратный продукт, где все должно функционировать безупречно. В английском языке даже есть специальное слово, означающее отказоустойчивую работу под высокой нагрузкой, – robustness. Так вот: системы «умного дома» должны обладать высоким уровнем подобной robustness. Вы удивитесь, какие мелочи порой могут отличать качественную реализацию от некачественной! Например, доходит до того, что квартирный роутер, через который осуществляется управление «умным домом» в пределах квартиры, подключен к розетке, которую можно же и отключить. Та же история – с холодильником. Смешно, но мне приходилось сталкиваться с этим.

Поэтому застройщикам приоритет в сотрудничестве следует отдавать тем исполнителям, которые глубоко понимают продукт, что продают, при этом имеют максимальный опыт в интеграции предлагаемых решений и могут поделиться успешными кейсами их реализации. Очень хорошо, когда таких кейсов много; это значит, что продукт как минимум появился на рынке не вчера и обладает историей применения, которую можно отследить. Здорово, когда интегратор предлагает не чужое «коробочное» решение, а собственный продукт: значит он максимально хорошо знает его изнутри, а не продает «черный ящик».

При этом надо понимать, что интеграция технологий «умного дома» в конкретный проект – это как раз не «коробочное», а всегда индивидуальное решение, требующее изначальной настройки в соответствии с особенностями проекта. «Умный дом» – это процесс, который меняется вместе с домом, может требовать неоднократной подстройки во время строительства; поэтому необходимо быть на связи с поставщиком решения на протяжении всего срока строительства, вовремя сообщать об изменениях проекта, если таковые будут,  вести с интегратором диалог. Ведь застройщик всегда лучше знает, что именно нужно покупателю, для которого он строит. Хороший интегратор это понимает и к такому диалогу готов.

Интегратор лучше застройщика понимает технические требования к оборудованию, в то время как застройщик лучше всех знает характеристики своего жилого комплекса.  Интегратор заинтересован в том, чтобы «записать» совместный проект в своё образцовое портфолио, как и в том, чтобы этот проект работал безотказно. Он сам должен предложить вам оптимальные ТТХ и оборудование именно под ваш проект, соответствующий его классу и бюджету. Попытки застройщиков принимать самостоятельные технологические решения по сложным продуктам, в которых они не имеют должной компетенции,  должны сводиться к минимуму. Доверяйте профессионалам: они справятся.

Технологии «умного дома» – это будущее, которое уже наступило. Думаю, не ошибусь, если скажу, что уже сегодня даже базовая реализация системы «умного дома» – один из ключевых показателей качественного жилья любого уровня; это критерий, по которому можно судить о профессиональной компетенции застройщика, о его понимании вектора развития рынка жилья, а также о способности предвосхищать запросы покупателей.

Представим, что вы заболели (желаем здоровья читателям). Чаще закипает кружка с водой, которую вам привозит робот пылесос/чайник. Влажность воздуха в комнате увеличивается, добавляется частое проветривание. Вам уже заказана правильная еда любимых ресторанов для более быстрого восстановления, а также дополнительный внутренний клининг в квартире. В случае экстренной ситуации происходит автоматическая отправка заявки в службу скорой помощи. Звучит как фантастика, но совсем скоро это станет нормой для всех людей. Как сказал Альберт Эйнштейн, «стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность».

Автор: Иван Власов

16 ноября 2022 07:25


АКТУАЛЬНО